Лидер партии УДАР Кличко намерен сегодня встретиться с Януковичем

Оппозиция Украины заявляет о недопустимости карманных круглых столов



Свобода: национализм мешает выйти из кризиса

В ближайшее время в Брюсселе начнутся дебаты о введении на общеевропейском уровне единых социальных стандартов. Автор инициативы Прогрессивный альянс социал-демократов является второй по величине политической группой в ЕП, а ее кандидат Мартин Шульц считается одним из вероятных претендентов на пост главы Еврокомиссии.

Как анонсированная реформа поможет латвийским пенсионерам, что ожидать латвийским гастарбайтерам и чем опасен набирающий популярность в Европе национализм, − об этом в интервью Delfi рассказал председатель группы Прогрессивного альянса социал-демократов в Европарламенте Ханнес Свобода, посетивший Ригу с однодневным визитом.

− Что вы подразумеваете, когда говорите о социал-демократической политике в современной Европе?

− Я имею в виду вопросы трудоустройства, сокращение неравенства доходов, эффективность системы социальной защиты, соблюдение гражданских прав, причем не только на базовом уровне, недопустимость любых видов дискриминации.

− Европейская экономика может сегодня себе позволить такой подход? Формирование социально равноправного общества действительно являлось одной из целей создания Евросоюза. Однако Еврокомиссия, например, предлагает усилить в пенсионной системе роль частных фондов, что означает автоматическое увеличение разрыва в доходах бедных и богатых.

− За последние годы, особенно в связи с кризисом, неолиберальный подход приобрел большую поддержку в консервативных кругах, включая Еврокомиссию: после падения коммунизма в качестве альтернативы многим виделась экономическая система, жестко ориентированная на рынок. Финансовые аспекты кризиса позволили неолибералам подорвать состояние системы соцобеспечения и таким образом всю европейскую социальную модель. Катастрофические последствия такого подхода можно наблюдать сейчас во многих странах ЕС.

Социал-демократы настаивают на другой модели - мы убеждены, что из экономического кризиса можно выйти, сохраняя при этом основные принципы социальной защиты. Нужно увеличить объем инвестиций до докризисного уровня, тем самым дав импульс для создания рабочих мест и увеличения доходов. Другим источником финансирования социальной модели на национальном и европейском уровне должна стать эффективная и сплоченная борьба против неуплаты налогов.

− 20% латвийских пенсионеров сегодня получают пенсии ниже прожиточного минимума. Брюссель как-нибудь может повлиять на местные власти?

− Я не думаю, что мы можем влиять на местное законодательство, но этому вопросу нужно придать значимость. Как известно, сейчас все страны-члены ЕС, особенно участники еврозоны, регулярно предоставляют Еврокомиссии сведения о состоянии своей экономики и финансовом развитии. Мы требуем добавить в этот список также социальные критерии - сколько людей живут за чертой бедности, сколько пенсионеров имеют доходы ниже прожиточного уровня, какой процент детей подвержен риску нищеты. Ни одна страна не хочет получать критику со стороны ЕС. И если социальные критерии будут включены в оценочный доклад Еврокомиссии, а потом его еще обсудит Европарламент, то такой подход принесет результат.

− Вы верите, что это произойдет?

− Я верю. Потребуется некоторое время. Но если по итогам выборов наша группа социал-демократов станет сильнее, а президентом Еврокомиссии станет Мартин Шульц, то мы осуществим необходимые шаги в этом направлении.

− Вопросы социальной политики сейчас находятся целиком в компетенции государственных властей. Можно ли прогнозировать возможность введения единого регулирования на уровне ЕС?

− Нам нужны общие социальные стандарты, при этом мы осознаем, что у разных стран будут разные способы и сроки их достижения. Но единые цели необходимы. Они помогут уменьшить безработицу, бедность, неравенство, а также облегчат доступность общественных услуг для малоимущих, особенно для людей с ограниченными возможностями.

− Согласно латвийским законам предоставлять помощь малоимущим обязаны самоуправления. В свою очередь, распределением средств фондов ЕС, в том числе социальных фондов, занимается государство. Как вы считаете, нужно ли увеличить роль муниципальной власти в освоении евроденег, например, за счет использования принципа прямых платежей?

− Мой опыт от посещения разных стран ЕС действительно убеждает меня в необходимости изменения отношений между регионами и европейскими властями. Необходимо обеспечить более прямое включение регионов в вопросы определения принципов и использования еврофондов. Это должно помочь малообеспеченным группам и содействовать позитивному отношению граждан к Евросоюзу.

− Во многих «старых» странах Европы сейчас активизировались дискуссии о необходимости пересмотра доступности социальных пособий для приезжих из других стран ЕС. Вы прогнозируете какие-либо изменения в политике рынка труда ЕС или на уровне отдельных стран?

− Принцип свободы перемещения должен соблюдаться, и он не может быть изменен. Европейский рынок труда останется открытым. Другой вопрос, что национальные правительства могут и должны определять правила использования системы социальной защиты. Иначе действительно любой человек может приехать в другую страну, пожить там три месяца и потребовать себе пособие. Еврокомиссия дает четкое определение: страна всегда может отказать в предоставлении пособия, если соискатель не выполняет необходимых правил интеграции и трудоустройства. Но те дебаты, о которых вы упомянули, − это популизм, основанный на выдуманных фактах. На самом деле не так много людей мигрируют внутри Евросоюза и не так много иностранцев требуют социальные пособия. По статистике, у приезжих готовность работать намного выше, чем у местного населения. Конечно, национальные правительства имеют право устанавливать лимиты в рамках законодательства ЕС. Но они также могут активнее использовать социальные фонды ЕС, в том числе специальные программы интеграции мигрантов.

− Тем не менее вопрос волнует европейцев и СМИ. Насколько высока вероятность, что власти Великобритании ограничат возможности социальной защиты для живущих там латвийцев и поляков?

- Многие политические партии сознательно разжигают эту тему. Если избирателей пугать, что иностранные рабочие придут и заберут их деньги, то, конечно, нервозность в обществе будет нарастать. Но эти угрозы и предположения бездоказательны. Я думаю, через год эти дебаты сойдут на нет.

− Есть мнение, что социал-демократические идеи могут успешно работать только в условиях стабильной экономики. Каким вы видите развитие вашей идеологической платформы с учетом колебаний в еврозоне, экономической стагнации и неизбежного старения общества?

− В период экономического и социального кризиса люди тяготеют к национальным решениям. И националистически ориентированные политики поддерживают эту тенденцию. Неолиберальные и консервативные силы предлагают «идеологическую» базу для сокращения социальных пособий и находят вопросы, в которых они готовы даже отступить от обязательства соблюдать права человека. Социал-демократы должны жестко сопротивляться такому развитию процессов.

Конечно, пенсионные схемы должны быть адаптированы под увеличение возраста жителей. Но многочисленные примеры показывают, что подобную реформу можно провести, сохранив при этом социальные принципы, при которых коллективно организованные пенсионные схемы защищают подавляющее большинство граждан.

Я убежден, что социал-демократическое движение потеряет свои сильные позиции, если начнет двигаться в сторону правого крыла и популизма. Мы являемся в Европарламенте второй по величине политической группой, и мы должны сохранить приверженность нашим ценностям в сочетании с прагматичным выполнением задач.

− Латвия является единственной страной Евросоюза, где социал-демократы никогда не были у власти. Как вы объясняете этот феномен?

− Когда националистические силы начинают использовать все механизмы разделения общества, то преодолеть эту тенденцию очень сложно. Это долгий процесс.

− Что вы можете посоветовать своим латвийским коллегам в данной ситуации?

− «Центр согласия» должен найти баланс между двумя задачами − сохранить свой основной электорат, который сейчас состоит преимущественно из русскоязычной аудитории, и, насколько возможно, стать открытым для других этнических групп. Им нужно демонстрировать высокое качество политики и за счет этого найти поддержку среди латышскоговорящих сторонников социал-демократических идей.